Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
27.09.2020 в 18:58
Пишет Totenvogel:В четвёртом томе Толстой почти совсем забывает своих выдуманных персонажей в угоду исторической публицистике. Я уже говорил и повторю: такое смешение жанров в одной книге роману вредит. Если я хочу читать про исторические события и персонажей, то меня будут сильно раздражать в начале все эти Пьеры, Андреи и Ростовы, за которыми не видно Александра и Наполеона. Если же я сажусь читать о приключениях вымышленных героев на фоне войны, то меня раздражают долгие и занудные описания того, какие войска куда пошли, и я просто начинаю листать книгу с мыслями "ну где там Пьер-то?" или "Что там дальше было с Наташей?".URL записи
Толстой из штанов вон выпрыгивает, чтобы доказать всем, что Наполеон не велик, а жалок. Такое ощущение, что у Льва Николаевича бомбит от такой оценки, и он изо всех сил хочет заставить думать иначе.не убедил.Окей, только тогда стоило написать роман про Наполеона, и при чём тут тогда балы Наташи и проблемы с женой у Пьера?
Честно говоря, про Наполеона (который мне весьма симпатичен) я предпочту почитать у историков, а роман Толстого мне интересен только как художественное произведение про жизнь людей в определённый период времени. Хоть Толстой и изучал множество исторических материалов, я в глубине души считаю его полным дилетантом, особенно в том, что касается воинской науки. Этакий "диванный воен"(тм), которому всё всегда виднее, кто и как должен был поступить.
Вернёмся к персонажам.
Мне мерзко, реально мерзко от того, как поступили с Соней. Этакие хорошие-положительные Ростовы занимались откровенным её шантажом: мол, мы тебя вырастили, ты нам всем обязана, поэтому засунь в жопу свои чувства к Николаю, закрой рот и не жалуйся. И Толстой это преподносит не как мерзость, а как норму - и это более всего гадко. Впрочем, неудивительно, учитывая то, что сам Лев Николаевич долго ухаживал за одной из двух сестёр, а потом женился на другой. Мужчина имеет право на выбор, а женщина должна кротко принимать свою судьбу (нет).
Наташа носится со своими страданиями по поводу смерти Болконского, считая себя самой в мире несчастной-непонятой (ну кроме княжны Марьи, с которой они из-за этого сошлись и подружились) до тех пор, пока не приходит известие о смерти Пети, и её мать едва ли не потеряла рассудок.
Но если присмотреться внимательнее, то у Толстого ВСЕ положительные персонажи обожают страдать. Все! Пьер, Соня, Андрей после смерти жены, Наташа, Марья. Автор с наслаждением описывает, как герои страдают, будто бы в этом состоит их нравственное развитие.
Доволен жизнью и радуешься? - ты пошлый и развратный низкий человек. Страдаешь - ты познал эту жизнь!
Самый главный мазохист, возведённый Толстым в ранг святых, на которых нужно равняться - это Платон Каратаев, который страдает, наслаждаясь процессом. Находясь в плену, Пьер видит в Каратаеве прямо-таки гуру. Мол, несчастный крестьянин, отданный в солдаты, осознающий несправедливость жизни, но кротко принимающий свою судьбу и радующийся этим страданиям как искуплению земных грехов. Возможно, с точки зрения Толстого это и есть истинное христианство - радостно страдать, не вякая и не пытаясь бороться.
Вас не трясёт от такого мировоззрения автора? Меня - да. Потому что подобный взгляд на жизнь представляется мне отвратительным. Классик учит нас, что страдания - это прекрасно, а если ты не страдаешь, не жертвуешь собой, а стремишься к гедонизму или пытаешься постоять за себя - ты плохой. Это объясняет, почему в нашей культуре так часто принято хвалиться своими болезнями, выпячивать несчастья, давить на жалость, и самое ужасное - комплексовать из-за того, что ты счастлив.
Можно, конечно, посмотреть на Пьера и Каратаева с другой стороны, как на пессимиста и оптимиста. Пьер всю жизнь с жиру бесился, а Каратаев старался видеть положительное в мелочах. Поэтому, оказавшись в реально ужасных условиях, Пьер начинает ценить всё то, что у него было раньше, и чего он не замечал (имеем не жалеем, потерявши плачем).
Считается, что Пьер, побывав в плену, нравственно переродился, духовно очистился и бла-бла-бла. Да вот только мне кажется, что эти нравственные перерождения у него идут в течение всей жизни по синусоиде: то он вдруг что-то понял новое, вспыхнул, принялся носиться с этим, а потом устал, поутих и снова превратился в унылое вещество.[/MORE]
А я всегда называл толстого земляным червяком!

И такая романтизация гениев была в общем столь же маразматична что и отрицание роли личности в стиле толстого.ну а толстой видимо хотел устроить виртуальную дискуссию с последователями Карлейля тут его кааак понесло

Вот не было у них этих ваших интернетов а то устроили бы холивар на много тыщ страниц

А вот насчёт страдания - да, тут ты всё очень правильно написано, я бы сам лучше не сформулировал - это какая то дикая беда всей нашей так называемой русской классики - там всё время все страдают, и герои и читатели и аффтар

Офицер артиллерии, участник Севастопольской осады и кавказских войн - я бы постеснялся кидаться такими словами по отношению к Толстому. И про то, что воспоминания каждого участника боя и войны плохо стыкуются с их же собственными реляциями тех времен, не говоря уж про исторические сочинения, Толстой в свое время писал предметно, с конкретными примерами. Другое дело, что его сиятельство скорее философ, чем писатель, и на человеков-персонажей ему начхать с высокой башни за исключением тех случаев, когда эти персонажи собственной шкурой иллюстрируют/символизируют какой-то авторский тезис или его же глубокие философские мысли.
Если человеку хочется почитать "Войну и мир" в более приличном виде - пусть посмотрит первую редакцию романа, 1866 года, она оцифрована и общедоступна. Там втрое меньше объем и в разы меньше "воды", зато гораздо больше уважения к источникам.
Заметь, тут никто не критикует ни "Севастопольские рассказы", ни первую редакцию "Войны и мира" (которая даже в печать не пошла). Почему? Потому что скучно и не интересно, читателю не нужна стенография от очевидца. Читателю нужны приключения, яркие характеры либо, на худой конец, глубокие идеи. Как скажете, сказал в свое время Лев Николаевич и роман переписал по указаниям московского редактора, добавив, чего просили. В итоге читают и спорят до сих пор.
Что до Кавказа, то на эту проблему жаловались в мемуарах многие, кто служил на Кавказской линии. "Большой войны" нет, больших сражений нет, все, что происходит - скучное сидение годами по гарнизонам, комариные укусы горцев, вылазки за пределы крепости за дровами, проводки обозов и почты по горным дорогам, либо героическое взятие какого-нибудь, прости господи, аула, в котором блох и камней больше, чем трофеев. Мало возможностей доказать начальству, что за такое-то дело тебе положен крестик.
а философские мысли такие что лучше бы их не было. есть некая судьба предопределенная высшими силами сиречь богом а человек как листик плывет по течению. охренеть глубокая мысль, любая неграмотная бабка на завалинке что-то такое скажет.
Тогда его таоизмом называли. Когда я знакомые слова в тексте заметил, а потом сверился - стали понятными некоторые завороты авторской мысли.